• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники Института приняли участие в подготовке Экспертного доклада Высшей школы экономики об Основных направлениях бюджетной политики РФ на 2013-2015 гг.

Недавно опубликованы Минфином России Основные направления бюджетнойполитики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. (далее - ОНБП). Сотрудники Института подготовили заключение с учетом подходов, которые нашли свое отражение при подготовке предложений к Стратегии-2020.

Важнейшим направлением, реализация мер по которому напрямую затрагивает интересы населения, является повышение качества услуг. Повышение качества увязывается с введением на федеральном уровне базовых перечней услуг, работ для всех публичных образований. Это должно обеспечить рост прозрачности процесса оказания услуг для потребителей и обеспечить введение единых нормативов затрат на услугу, что само по себе уже не является столь очевидным преимуществом.

Переход к единым нормативам, может обернуться уравниловкой и стимулировать экономию на качестве. Разумный баланс должен быть достигнут только путем рациональной дифференциации указанных нормативов. Необходимо учитывать особенности учреждений, находящихся в отдаленных районах и сельской местности, работающих в особых климатических условиях. Также должно учитываться объективное различие требований к качеству услуг. Так, одно дело – государственные и муниципальные учреждения, конкурирующие друг с другом в оказании услуг сложившегося стандартного качества, другое – ведущие научные, образовательные и медицинские центры, непосредственными конкурентами которых выступают зарубежные лидеры соответствующих отраслей. Данные риски отмечены и в Бюджетном послании: «неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги».

Еще одной задачей ставится повышение уровня оплаты труда в социальной сфере и переход к «эффективному» контракту. Отмечается, что подготовка мероприятий по повышению оплаты труда (дорожная карта) будет учитывать определение объема государственных (муниципальных) гарантий, основанных на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг и учитывающих повышение производительности труда.

Производительность труда при этом должна быть также увязана с качеством, а не с простым увеличением нагрузки. Так как «механическое» увеличение объема выполняемой работы может негативным образом сказаться на её качестве.

Относительно введения государственных гарантий необходимо отметить, что в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов Правительством Российской Федерации еще в 1996 г. приняло Распоряжение № 1064-р об учреждении комиссии по подготовке концепции формирования государственных минимальных стандартов и проекта соответствующего Федерального закона, который так и не был принят. Основные направления устанавливают мероприятия на ближайшие три года, которые планируется реализовать в социально-культурной сфере. Ставя столь масштабную задачу, как разработка стандартов и использование их для определения расходных потребностей в ближайшей перспективе, требуется четко оценивать сроки принятия соответствующих решений, объем необходимых ресурсов для её реализации, а также возможные источники финансового обеспечения этого мероприятия.

Главным фактором повышения качества, на наш взгляд, является необходимость повысить конкуренцию между государственными и негосударственными организациями при оказании социально значимых услуг. Об этом прямо указывается в Бюджетном послании, но соответствующие предложения отсутствуют в ОНБП.

Экспертный доклад Высшей школы экономики об Основных направлениях бюджетной политики РФ на 2013-2015 годы (текст целиком).