Публикации
Классическая работа Иоахима Риттера «Большой город» посвящена критическому анализу философско-теоретической позиции, основанной на отрицании городской цивилизации. Работа была написана, в частности, в контексте возрастающей популярности идей Мартина Хайдеггера, пронизанных—на всех этапах его творчества—культур-крити- кой городской цивилизации. Неприятие или «донос» на город и его цивили- зационные достижения—отличительная особенность философии Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера и многих других популярных также и в настоящее время авторов. Этой теоретической тенденции, развившейся и окрепшей в ходе становления общества модерна, Риттер противопоставляет другую философскую линию, связанную с Сократом и его «обращением к городу». Систематическую разработку она получает в философии Аристотеля, определив- шего человека в качестве «полисного животного». Лишь в контексте полисной цивилизации человек способен стать тем, кем он может быть—разумным и свободным существом. Эта греческая модель полиса, «ограниченная бесче- ловечностью рабства», универсализиру- ется и приобретает характер всеобщей в рамках общества модерна, возникшего в Европе, но давно перешагнувшего ее пределы. Возникновение цивилизации и общества модерна, являющегося урбанизированным обществом, является, согласно Риттеру, результатом фундаментальной дисконтинуальности по отношению к прошлому и истории своего происхождения (Herkunft).
Предметы исследования — динамика развития креативных индустрий, их роль в достижении целей устойчивого развития, меры государственной поддержки креативного сектора в России. Пандемия и ускоренная цифровизация радикально меняют ландшафт и структуру креативных индустрий, которые попали в «шоковую» ситуации вследствие низкого запаса прочности и были вынуждены перестраивать форматы своей деятельности. Цель работы — оценка последствий пандемии коронавируса для развития креативных индустрий. Для этого проведен сравнительный анализ с доковидным периодом динамики экономических показателей развития музыкальной индустрии и кинопромышленности. Показано, что существенно меняется поведение потребителей в сфере культуры и досуга, расширяется и структурно изменяется предложение в секторе музыки, кино и анимации, создаются новые форматы деятельности креативных индустрий, основанные на сочетании офлайн и онлайн сервисов, обуславливая появление на рынках новых крупных игроков, которые создают цифровые экосистемы. Установлена роль креативных индустрий в жизни общества, которые составляют влиятельную часть экономики, обеспечивают занятость, вносят весомый вклад в обеспечение социального благополучия населения, социальной коммуникации и включенности уязвимых групп в общественную жизнь. Сделан вывод о том, что в условиях введенных ограничений объем рынка креативных индустрий значительно сократился, что побудило музыкальные компании восполнять финансовые потери за счет музыкального стриминга, киноиндустрии — реализации телевизионных и интернет-прав на фильмы. Предложены меры, необходимые для стратегической поддержки секторов креативных индустрий.
Басманный район является одним из наиболее насыщенных креативных районов города Москвы. Это касается всех основных составляющих «креативного города» —процессов символизации городского пространства, эстетизации и рефлексивной историзации его территории, богатого историко-культурного наследия.
Настоящее издание основывается на результатах научного исследования, цель которого состояла в том, чтобы описать креативные пространства Басманного района: выявить, по каким критериям горожане оценивают места как «креативные», разобраться с тем, каким образом эти пространства взаимодействуют с историческим наследием и местными жителями. Исследование носило в основном качественный характер и основывалось на анкетировании культурно активных групп, а также интервью с экспертами, сотрудниками различных организаций, располагающихся в том числе на базе креативных кластеров, и жителями окружающих их домов.
Статья посвящена распространенному, но чрезвычайно расплывчатому кон- цепту умного города (smart city). Он представляет собой визионерскую проекцию, вокруг которой создается эклектичный ансамбль зачастую про- тиворечивых теоретических установок и доктрин, так или иначе связываю- щих городское развитие с развитием технологий, в особенности цифровых. Утверждается, что работа британского кибернетика Гордона Паска над теорией «эстетически заряженных сред» проливает свет на ключевой аспект в проблематике умного города. Паск подчеркивает фундаментальную взаимо- зависимость проблемы контроля и эмоционального взаимодействия чело- века с окружающей урбанистической, насыщенной техникой средой, которая до сих пор остается слепым пятном для большинства исследователей проблематики умного города. Критический анализ современных подходов к умному городу позволяет показать, что существует два важнейших условия успеха политики умного города: 1) растущее разнообразие алгоритмов, конкуренция между техническими устройствами; 2) не столько полная или тотальная цифровизация или создание технологического «каркаса», сколько проектирование города как технологи- ческой среды с мощным эмоциональным потенциалом. Авторы статьи считают, что эмоциональное и культурно-эсте- тическое измерение—это лишь едва намеченное направление будущих исследований умного города, цифровых технологий и техники.
Настоящее исследование современных практик чтения было проведено сотрудниками Института исследований культуры ФГРР НИУ ВШЭ во время книжного фестиваля «Смены» в декабре 2020 года. В рамках этого исследования использовались смешанные методы — количественные (анкетирование) и качественные (интервью). В отчете собраны результаты анкетирования посетителей фестиваля; описаны типизированные портреты посетителей фестиваля и их практики чтения; отдельное внимание уделено читателям нон-фикшн.
Исследование посвящено изучению динамики обеспеченности населения России культурными благами с точки зрения основных функциональных видов в период 2000–2019 г. и разработке предложений по преодолению сложившихся диспророрций. Задачами исследования являлись: определение состава показателей, характеризующих обеспеченность населения условиями и услугами в сфере культуры; формирование базы данных по пяти функциональным видам за период 2000—2019 гг.; выбор методов анализа, а также анализ динамики обеспеченности населения России культурными благами; оценка позитивных эффектов и негативных последствий оптимизации сети учреждений культуры.
С этой целью проанализированы статистические данные Главного информационно-вычислительного центра инкультуры России, изучены законодательные акты, регламентирующие государственные гарантии обеспечения населения культурными благами. По каждому функциональному виду (театры, концертные организации и филармонические коллективы, музеи, библиотеки, клубно-досуговые учреждения) отобраны показатели, характеризующие условия и услуги в сфере культуры, которые сопоставлялись с показателями посещаемости и востребованности услуг населением. В работе применена индикативная модель с использованием методов горизонтального (временного), вертикального (структурного) сравнительного анализа. Выявлено, что, во-первых, динамика обеспеченности населения России культурными благами в указанный период носила неравномерный характер по функциональным видам; во-вторых, меры по повышению эффективности бюджетных расходов в сфере культуры привели к отдельным позитивным сдвигам в условиях обеспеченности. Вместе с тем появились диспропорции в виде снижения обеспеченности населения культурными благами и уменьшения возможностей участия в культурной жизни из-за необоснованной оптимизации сети библиотек и клубно-досуговых учреждений. В результате исследования делается вывод, что выявленные негативные тенденции могут быть нивелированы за счет создания новых центров культурного развития, активного внедрения мобильных форм культурного обслуживания и инклюзивных форм работы с людьми с особыми потребностями, современных цифровых технологий, развития культурно-образовательного туризма, волонтерства.
В информационно-аналитическом сборнике представлены основные тренды, характеризующие развитие отрасли культура в России за последнее десятилетие. Сборник содержит раздел, посвященный общей характеристике отрасли культура в России, динамику и структуру расходов на культуру по уровням бюджетной системы, а также бюджетную обеспеченность в сфере культуры по сравнению со странами ОЭСР и странами бывшего Восточного блока. В разделах, посвященных функциональным видам культуры – библиотекам (в разрезе город / село); концертным организациям и самостоятельным коллективам; культурно-досуговым учреждениям (в разрезе город / село); музеям; театрам – представлены тренды, характеризующие как деятельность учреждений, так и динамику финансирования учреждений, занятости и уровня заработной платы за период 2012 – 2020 гг. Специальным фокусом сборника стала тема «Влияние COVID-19 на отрасль культуры». Сборник включает специальный раздел, характеризующий темпы роста отдельных показателей отрасли культуры в 2020 году по сравнению с 2019 г.
Креативные индустрии являются одним из важнейших факторов устойчивого экономического развития и условием для формирования качественных характеристик человеческого капитала. В данной брошю- ре рассматриваются понятия креативных индустрий, сложившиеся в разных странах мира, анализируется динамика оценок креативного потенциала и факторов конкурентоспособности на основе индекса инновационных городов. С учетом возрастающей глобальной конкуренции в сфере инновационной экономики, во многих странах на государственном уровне разработаны и приняты программы поддержки креативных индустрий, в России системная поддержка сектора только начинает формироваться. В брошюре приведе- ны экономические характеристики российского креативного сектора. Обозначены новые тренды российских креативных индустрий, складывающиеся под влиянием пандемии, и предложены основные направления государственной поддержки креативного сектора.
Для оценки экономических последствий COVID-19 и изучения особенностей функционирования учреждений культуры в условиях пандемии использовались методы статистического анализа показателей 2020 г. в сравнении с 2019 г. и проведен экспертный опрос руководителей учреждений культуры разных видов, расположенных как в столичных, так и малых городах и в сельской местности из всех федеральных округов. Проанализировано бюджетное финансирование сферы культуры за 2020 г. в сравнении с 2019 г. в целом по России и по субъектам РФ, показано заметное замедление темпов роста расходов на культуру и сокращение доли этих расходов; анализ динамики объема ВВП на душу населения (в постоянных ценах) и доли расходов домохозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия в общих расходах домохозяйств позволил спрогнозировать дальнейшее сокращение указанных расходов и, как следствие, доходов организаций культуры и внебюджетных доходов государственных и муниципальных учреждений культуры; анализ динамики численности работников организаций культуры по формам неполной занятости показал, что в условиях распространения коронавируса организации в сфере культуры стремились сохранить рабочие места, но при этом воспользовались различными формами неполной занятости. Экспертный опрос руководителей подтверждает ухудшение финансового обеспечения организаций культуры, в том числе сложности, связанные с невыполнением показателей, установленных в государственном задании, отставанием инфраструктуры культуры от современных требований работы в онлайн-форматах. Предложены меры по улучшению ситуации в сфере культуры.
В сборнике публикуются материалы Тематической конференции «Экономика культуры» IV Российского экономического конгресса «РЭК-2020. Статьи затрагивают темы сферы культуры, финансирования культуры, культурного наследия, театрального искусства, туризма и культурных индустрий в России
В связи с угрозой распространения COVID-19 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в I квартале 2020 г. в субъектах РФ был введен режим повышенной готовности. В соответствии с указами Президента России с 30 марта по 8 мая 2020 г. были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом еще в марте 2020 г. Роспотребнадзор постановил требование об ограничении проведения массовых мероприятий, в том числе в сфере культуры. Данные меры не могли не отразиться на функционировании организаций культуры, так как, по сути, их деятельность на протяжении этого периода, а также последующего периода постепенного выхода из режима самоизоляции была фактически заблокирована.
В целях оценки экономических последствий для сферы культуры была проанализирована динамика показателей бюджетного финансирования, рассмотрены расходы домохозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия, а также исследованы изменения в структуре численности работников организаций культуры по формам неполной занятости.
В целях расширения представления о происходящей ситуации непосредственно внутри культурных институций было проведено качественное исследование ‑ социологический опрос руководителей учреждений культуры разных видов, расположенных как в столичных, так и малых городах и в сельской местности из всех федеральных округов, который показал спектр мнений и оценок о влиянии пандемии на их деятельность.
По результатам проведенного исследования были сделаны предложения по развитию альтернативных вариантов предоставления услуг.
В статье анализируется ресурсный потенциал, обеспечивающий интеграцию образования и культуры для формирования современных компетенций подрастающего поколения. На основе исследования объемов и динамики финансовых потоков, направляемых в дополнительное образование в сфере культуры, как из бюджетных, так и из внебюджетных источников, выявлены тренды роста доли платных услуг при сохранении объемов бюджетного финансирования. При этом возможности расширения участия семей в софинансировании этого сектора практически исчерпаны. Авторы обосновывают выводы о том, что интеграция образования и культуры позволяет повысить качество и разнообразие дополнительного образования в условиях ресурсной ограниченности. В статье обобщаются лучшие практики сотрудничества организаций культуры со школами.
Обосновывается, что креативность – ключевая компетенция при переходе от сырьевой к инновационной экономике. Показано, что интеллектуальная собственность (ИС) становится основой капитализации креативного потенциала. Делается вывод о неравномерности участия регионов России в коммерциализации прав ИС. Преодоление барьеров и демпфирование негативных тенденций требует правовой поддержки и опережающего разворачивания программ подготовки кадров в области ИС в региональных университетах.
Актуальность поддержки креативных индустрий обусловлена усилением внимания государства и общества к развитию человеческого капитала и повышению международной конкурентоспособности России в экономике знаний. В последние десятилетия понятие человеческого капитала существенно расширилось, эксперты Всемирного банка включают в него расходы государства и семей на образование, здравоохранение, культуру. Вызовы, стоящие перед российской экономикой на современном этапе, обусловлены складывающимися негативными тенденциями оттока высококвалифицированных молодых специалистов в страны с возможностями приложения труда в сфере креативных индустрий и творческой самореализации. Международный имидж России деградирует к имиджу страны «третьего мира», являющейся поставщиком сырья, а не уникальных брендов, технологий и знаний. Исходя из этого, оценка экономического потенциала сферы культуры и перспектив развития креативных индустрий России является актуальной задачей
В статье анализируется сложившаяся дифференциация в потреблении опекаемых благ в сфере высшего образования. Обосновывается, что сложилась глубокая дифференциация доступности высшего образования по направлениям подготовки в зависимости от доходов семей. Высокий уровень школьной подготовки по естественно-научным дисциплинам и информатике и возможности семей оплачивать репетиторов обеспечивают абитуриентам более высокие шансы обучаться за счет бюджетных средств по сравнению с абитуриентами из семей с низкими доходами. Образование в секторе творческих профессий и дизайна прямо зависит от уровня доходов семей и развивается крайне неравномерно как по регионам России, так и по направлениям подготовки. Нынешние условия пандемии коронавируса и грядущего экономического кризиса до предела обострили проблему доступности высшего образования для семей с низкими доходами. Перспективной моделью сохранения доступности высшего образования для абитуриентов из семей с низкими доходами может стать интеграция финансовых инструментов, напрямую обеспечивающих поддержку как учебных заведений, так и студентов и их семей за счет бюджетных средств. Персонифицированное финансирование допускает участие самих студентов в распоряжении частью опекаемых благ через образовательные бюджетные сертификаты.
В выпуске анализируется ресурсный потенциал, обеспечивающий интеграцию дополнительного образования, спорта и культуры для формирования современных компетенций подрастающего поколения. На основе исследования объемов и динамики финансовых потоков, направляемых в сферу дополнительного образования как из бюджетных, так и из внебюджетных источников, выявлены тренды роста доли платных услуг при сохранении объемов бюджетного финансирования. Показано, что возможности расширения участия семей в софинансировании этого сектора практически исчерпаны. Авторы обосновывают выводы о том, что в условиях ресурсной ограниченности интеграция образования, спорта и культуры позволяет повысить качество и разнообразие дополнительного образования. Приводятся результаты апробации механизмов персонифицированного финансирования дополнительного образования в регионах России.
В статье анализируется эволюция теоретических подходов к роли досуга при переходе к инновационной экономике. Оценка экономического потенциала сферы культуры и досуга производилась на основе сопоставительного анализа спроса домохозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия, мер государственной поддержки сферы культуры и уровня развития креативных индустрий в России, включая оценку экспортно-импортного сальдо. Результаты исследования: сформировался достаточно высокий платежеспособный спрос со стороны семей, предъявляющих новые требования к обновлению культурной среды, накопилось существенное отставание государственной поддержки, обеспечивающей опережающее развитие культуры и туризма в России, стимулирование спроса в креативном секторе, развитие творческих способностей у всех групп населения. Отсюда — дисбаланс спроса и предложения, рост объемов выездного туризма, резко выраженная межрегиональная неравномерность в развитии творческого потенциала. Неразвитость сектора творческих индустрий, ограниченные возможности для творческой самореализации снижает емкость рынка предложений в культурно-досуговой сфере, приводит к отрицательному сальдо внешнеторгового баланса в секторе товаров творческой деятельности и услуг, оттоку квалифицированной творческой молодежи в зарубежные страны.
Целью данной работы является выявление наличия (отсутствия) влияния введенных субъектами РФ механизмов преференций для исполнителей общественно полезных услуг (далее – ИОПУ) на увеличение объемов бюджетных средств, направляемых на субсидирование некоммерческих организаций (далее – НКО), в социальной сфере.
В целях выявления зависимости была разработана методология соотнесения принятых нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих механизмы преференций для оказания социальных услуг ИОПУ, и объемов субсидирования НКО.
Результаты исследования показали, что хотя с момента приятия Указа Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398, утверждающего приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, прошло не так много времени, можно отметить положительное влияние введенных механизмов преференций для ИОПУ в некоторых подотраслях социальной сферы. Были определены направления расходов, по которым зафиксировано наибольшее количество субъектов РФ с увеличением значения показателя доли объема субсидий НКО в общих расходах соответствующего направления, а также повышение позиции в рейтинге по этому показателю среди регионов.
Для дальнейшего расширения привлечения НКО, как ИОПУ, предложено внесение изменений в нормативную правовую базу субъектов РФ в части установления конкретных преференций ИОПУ, а также учет этого вопроса в Методических рекомендациях органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, разработанных Минэкономразвития РФ.
Ежегодный доклад НИУ ВШЭ о социальной политике в этом году посвящен национальным целям и стратегическим задачам развития до 2024 г., сформулированным в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. Они проанализированы через призму проблем в области демографии, развития образования, здравоохранения и культуры, повышения уровня и качества жизни с фокусом на динамику реальных доходов и бедности, расширение практик активного долголетия. Большинство авторов солидарны в оценке того, что целевые показатели результатов развития до 2024 г. очень амбициозны и требуют задействования всего потенциала, способного обеспечить поступательное движение вперед. Активная включенность экспертов университета в обсуждение национальных проектов позволила сформулировать предложения по дополнительным мероприятиям, снижающим риски недостижимости запланированных результатов.