Проекты Лаборатории исследований культуры
«Охрана исторических памятников и охрана природы в России: коэволюция моделей, история становления и современность» (2020)
Объектом исследования являются теоретические и практические модели обоснования охраны памятников природы и культуры. Цель исследования – проследить коэволюцию теоретических и практических моделей, лежащих в основе охраны памятников природы и культуры, в исторической перспективе.
Исследование опирается на комплексный методологический подход, включающий в себя следующие методологические направления: концептуально-теоретический анализ теорий и типов прагматики охраны наследия (культурного и природного), сбор и анализ статистической информации в области охраны культуры и охраны природы, анализ основных этапов государственной политики, а также данных о формах общественной активности в этих сферах в России.
Результатом исследования является вклад в анализ теоретических моделей понимания культуры и природы и установление их степени изоморфизма, описание исторического развития и состояния организаций и общественных инициатив по охране культурного наследия и охраны природы в России. Новизна исследования заключается в историческом и систематическом анализе различных аспектов сферы охраны культурного наследия и охраны природы на нескольких уровнях – теории, истории институтов, государственной политики.
Выводы и результаты исследования могут быть рекомендованы к ознакомлению специалистам в области междисциплинарных исследований природы и культуры, исследований в области наследия, сотрудникам профильных институций и общественных организаций. Результаты проекта могут быть применены в разработке программ и концепций развития особо охраняемых природных территорий или охраны памятников культуры федерального и регионального уровней.
«Инфраструктуры научного знания и развитие территорий» (2019)
Объектом исследования являются элементы научной инфраструктуры, вынесенные в природу. Основные типы отобранных таким образом организаций включают в себя различные виды ООПТ, прежде всего заповедники (включая морские) и национальные парки, музеи-заповедники, морские биологические станции и другие. Цель исследования заключается в анализе влияния такого типа организаций на долгосрочные процессы развития территорий.
Методология исследования включает в себя анализ теоретической литературы, исторических источников, российских правовых институтов, анализ открытых статистических количественных данных, а также проведение полевых региональных исследований.
В рамках исследования произведена экспликация и анализ основных аспектов становления и современного состояния элементов научной инфраструктуры в нескольких срезах: истории (как в России, так и за рубежом), статистической динамике, характере международного взаимодействия, институционально-правового регулирования, типологии различных моделей научной инфраструктуры, вынесенные за пределы города. На основании конкретных эмпирических исследований (Северный Кавказ, Ростовская область, Воронежская область, Республика Карелия, Приморский край) были проанализированы конкретные формы и механизмы влияния научной инфраструктуры на развитие территорий и населенных пунктов, на которых или вблизи которых находятся соответствующие организации.
Выводы и результаты исследовательского проекта могут быть рекомендованы к ознакомлению органам федеральной, региональной
и муниципальной власти, руководителям и сотрудникам профильных институций и организаций, занимающихся развитием ООПТ, музеев-заповедников, а также комплексным развитием территорий. Результаты проекта могут быть применены в разработке программ и концепций развития особо охраняемых природных территорий федерального и регионального уровней.
«Новые формы туризма и путешествий в современной России» (2018)
Объектом исследования являются новые формы туристических практик и путешествий в современной России. Цель научного исследования заключается в выявлении, описании и анализе новых форм и направлений туризма и путешествий на территории Российской Федерации.
Методология исследования включает в себя: анализ исторических источников по теме исследования, анализ существующих количественных данных, определение и типологизацию основных традиционных и, прежде всего, новых форм туризма, aтакже полевые региональные исследования с целью описания специфики новых форм реализации туристической мобильности и их инфраструктурных особенностей.
В ходе реализации проекта был выявлен ряд новых форм туристических практик, описание которых приводится в разделе «Новые направления в сфере туризма». Некоторые из них были проанализированы в рамках отдельных кейс-стади.
Проведенное исследование позволило сформулировать концептуальные положения об основных тенденциях модификации мотивационной структуры современной туристической мобильности и определить культурные, информационные и инфраструктурные факторы, влияющие на формирование этих тенденций. В области методологии проект позволил дополнить и уточнить инструменты описания, анализа и количественной фиксации современных форм туристической мобильности. Описание кейсов, представленных в исследовании, расширило область эмпирических знаний о новых формах туристической мобильности.
«Культурно-досуговые практики в современной России и их влияние на наращивание человеческого потенциала» (2018)
Культура в современном обществе играет все более значимую общественную и экономическую роль. В последние годы были приняты важнейшие государственные документы в области культуры («Основы государственной культурной политики», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года»), призванные повысить значимость сферы культуры и стимулировать обновление стратегий и механизмов государственной культурной политики. При этом в современном обществе идет активный процесс изменения форм и практик культурной жизни. Возникают новые формы культурно-досуговой активности, изменяют свои функции существующие культурно-досуговые учреждения и пространства, в процессе изменения находятся формы туристического досуга.
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что эффективность государственной культурной политики в значительной мере зависит от того, насколько она адекватна новым формам общественного запроса на культурно-досуговые практики, а также необходимостью критериально-обоснованной оценки вклада различных типов культурного досуга в наращивание человеческого потенциала.
«Партиципаторные практики в современных культурных индустриях» (2017)
Объектом исследования являются партиципаторные практики в современных культурных индустриях. Цель научного исследования состоит обнаружении социокультурных предпосылок и оснований партиципаторных тенденций в культуре, а также в описании и анализе форм реализации партиципаторных практик в современных культурных институтах и сфере культурных индустрий. В ходе реализации проекта было выделено 6 направлений, в которых практики партиципации получают приоритетное развитие: музей, театр, квесты, историческая реконструкция, краеведческие клубы, новые медиа.
При проведении исследования участники проекта следовали нескольким методологическим подходам:
– теоретический анализ современных теорий общества и культуры по проблематике исследования позволил установить основные мотивы актуализации тематики партиципации в современном дискурсе;
– анализ современных культурных индустрий, в которых реализуются партиципаторные практики, сделал возможным выделить сферы и институты, в которых ориентация на партиципаторность определяет направление их развития;
− экспертные и глубинные интервью с участниками партиципаторных практик, организаторами культурных событий и метод включенного наблюдения помогли составить представление о мотивах участия в подобных формах социального взаимодействия.
Проведенное исследование вносит вклад в разработку теории современных социокультурных процессов благодаря фиксации изменений в обществе и установках индивидов, которые ведут к формированию запроса на партиципативные практики в рамках традиционных и новых культурных индустрий. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что практики и техники партиципации не ограничены сферой досуга и культурного производства, но также трансформируют социальные и экономические отношения, техники управления и политику. С точки зрения методологии исследование предлагает модель анализа результативности партиципаторных практик, рассмотренных как специфический вид культурного товара, формирующего новый культурный рынок. Описание кейсов, представленных в исследовании, расширяет область эмпирических знаний о формах и типах партиципативных практик и технологий в современных культурных индустриях и недавно возникших формах активного культурного досуга.
Выводы по исследовательскому проекту рекомендуются к ознакомлению руководителям и сотрудникам культурных институтов (музеев, театров, краеведческих клубов), реализующих проекты, связанные с прямым участием зрителя и участника в культурных событиях, а также участникам коммерческих проектов в сфере досуговых мероприятий (например, организаторам городских крестов). Результаты проекта могут быть использованы для разработки стратегий обновления форматов деятельности традиционных культурных индустрий.
«Современные культурные практики и проблемы политики в сфере культуры» (2017)
Настоящее исследование имеет два объекта исследования: культурные практики в современной России и состояние государственной культурной политики.
Соответственно, цель исследования заключается в том, чтобы описать и проанализировать культурные практики в современной России, а также выявить и зафиксировать основные проблемы государственной политики в сфере культуры.
В процессе работы были проанализированы институциональные и организационные структуры культурной жизни, текущее состояние основных отраслей и инфраструктура государственной культурной политики. Также был проанализирован ряд современных концепций, связанных с осмыслением направления и характера изменений, происходящих в зарубежных странах в области культурной активности (общество впечатлений, культурные индустрии и т.д.). В исследовании использовались следующие методы: экспертное интервью, анализ научных и исследовательских источников по теме исследования, социологический опрос, глубинные групповые интервью (фокус-группы), глубинные полуформализованные интервью, включенное наблюдение.
В результате исследования были описаны и типологизированы современные формы культурной активности, определены основные структурные проблемы государственной политики в сфере культуры и намечены возможные стратегии их разрешения.
На основании полученных результатов были подготовлены рекомендации для реализации культурной политики для органов государственной власти Российской Федерации (включая «Программу развития России до 2024 г. с горизонтом до 2035 г.»).
«Анализ участия общественный объединений, организаций и движений, иных институтов гражданского общества, осуществляющих свою деятельность в субъектах Российской Федерации, в разработке и реализации государственной культурной политики в свете задач, сформулированных в основах государственной культурной политики, утвержденных указом президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №808» (2017)
Объектом исследования являются институты гражданского общества (общественные объединения, организации, движения и проч.), которые принимают участие в государственной культурной политике. Цель научного исследования – описание и анализ вовлеченности институтов гражданского общества в реализацию задач, сформулированных в «Основах государственной культурной политики», утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.
При подготовке исследования участники проекта ориентировались на несколько методологических подходов: был проведен институциональный анализ основных общественных организаций и иных институтов гражданского общества, реализующих различные проекты и инициативы некоммерческого характера в сфере культуры; реализован анализ открытых информационных источников по теме культурной политики и активности некоммерческих организаций и гражданского общества в сфере культуры; осуществлён экспертный опрос специалистов в сфере культурной политики с целью выделения регионов для полевого этапа исследований, проведена серия глубинных интервью с тремя основными категориями экспертов и культурных активистов; осуществлён анализ групп социальной сети «ВКонтакте», использовалась методика сбора данных, основанная на возможностях API – программного интерфейса приложения «Вконтакте».
Проведенное исследование позволяет внести теоретический вклад в анализ проблемы возникновения и проявления спонтанной гражданской активности в сфере культуры в том смысле, который вложен в это понятие в Основах государственной культурной политики, и использования потенциала общественных объединений, организаций и движений, иных институтов гражданского общества в разработке государственной культурной политики и реализации задач, сформулированных в Основах разработке государственной культурной политики в российском контексте. Одним из итогов исследования является разработка методологии, которая позволит фиксировать общественную активность в сфере культуры и способы информационного обеспечения культурной политики (включая возможные подходы к замеру культурной активности общественных организаций за пределами существующих статистических способов сбора информации в этой сфере). С точки зрения оценки новых эмпирических данных были выполнены «насыщенные описания» нескольких кейсов, которые позволили проследить, как специфическая институциональная система, связанная с активностью общественных объединений, организаций и движений, иных институтов гражданского общества, осуществляющих свою деятельность в субъектах Российской Федерации, участвует в разработке и реализации государственной культурной политики в свете задач, сформулированных в Основах государственной культурной политики.
Выводы по исследовательскому проекту рекомендуются к ознакомлению органам Федеральной, региональной и муниципальной власти. Результаты проекта могут быть применены для разработки планов и программ развития культурных инициатив.
«Креативная экономика и творческие индустрии в современной России» (2016)
Объектом исследования является сектор художественных промыслов как часть сферы творческих индустрий в современной России. Цель научного исследования – описание и анализ системы производства и дистрибуции предметов декоративно-прикладного творчества в рамках модели креативной экономики.
При подготовке исследования участники проекта ориентировались на несколько методологических подходов: был проведен сравнительный анализ зарубежного опыта по стимулированию сектора креативной экономики; реализован анализ законодательных инициатив и структурных решений, направленных на поддержание и развитие производства художественных промыслов в современной России; рассмотрены исторические и современные институциональные условия существования и развития сферы художественных промыслов; выполнено исследование рынков продукции творческих индустрий; предпринята попытка картирования образовательных центров по подготовке кадров, занятых в сфере культурных и творческих индустрий.
Проведенное исследование позволяет разработать систему индексов и показателей креативности различных сегментов культурных и творческих индустрий. Одним из итогов исследования является разработка методологии, позволяющей анализировать состояние сферы культуры в конкретных регионах России (на примере Кировской обл., респ. Крым и т.д.), и сегмента культурных и творческих индустрий в целом. С точки зрения оценки новых эмпирических данных были выполнены «насыщенные описания» нескольких кейсов, которые позволили проследить, как специфическая институциональная система, в которой предприятия народных художественных промыслов существовали в советское время, продолжает определять состояние и проблемы развития этих производств.
Выводы по исследовательскому проекту рекомендуются к ознакомлению руководящим организациям, занимающимся проблемами развития художественных промыслов, например, экспертному совету по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности и торговли РФ, департаменту государственной поддержки искусства и народного творчества при Министерстве культуры РФ. Результаты проекта могут быть применены для подготовки программ поддержки и стратегий развития сферы творческих индустрий в России, так как сохранение народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики является актуальной задачей культурной политики на региональном федеральном уровне.
«Региональные и локальные культурные практики в современной России: состояние и основные тенденции» (2015)
Объектом исследования является сфера культуры в отдельных районах России, которая рассматривается в ведомственном и вневедомственном секторах культуры.
Цель исследования состоит в том, чтобы зафиксировать основные проблемы сферы культуры как в целом, так и в ее отдельных отраслях на уровне учреждений культуры (музеев и библиотек, домов и дворцов культуры) и культурно-досуговых мероприятий (фестивалей и событий).
В процессе работы был проанализирован опыт региональной культурной политики, в частности, описан опыт работы отдельных учреждений культуры и проведения культурно-досуговых мероприятий. В рамках исследования использовались следующие методы: институциональный анализ, casestudy, включенное наблюдение, реконструкция исторического генезиса формирования отдельных учреждений культуры, анализ статистических данных, анализ информации из открытых источников, анализ документации Министерства культуры РФ и профильных региональных министерств.
Представленные результаты ключевым образом влияют на понимание самого понятия культура и на представление о вневедомственном секторе культуры, а также о механизмах взаимодействия ведомственного сектора культуры и гражданских инициатив.
Полученные результаты исследования, релевантные для теоретического описания сферы культуры России и отдельных регионов, восполняют имеющийся дефицит такого рода описаний. Результаты исследования могут использоваться при реализации культурной политики в России на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
«Распределенный образ жизни в российском моногороде» (2015)
Цель проекта
Выявление и описание основных форм распределенного образа жизни в ситуации малого российского моногорода, генезиса, прагматики и мотивационной структуры практик распределенного образа жизни, анализ распределенной экономики с точки зрения ожидаемых хозяйственных и жизненных рисков.
Задачи проекта
- Создание типологии и описание основных форм распределенного образа жизни (распределение материальных запасов, распределение приватного жилого пространства, территориальное распределение структуры сильных социальных связей и др.).
- Разработка модели распределенного образа жизни применительно к практикам рассредоточения сильных социальных связей и их роли в кризисных ситуациях.
- Выявление и классификация основных типов городских схронов. Плотное описание и типологизация материального состава городских схронов.
- Описание и анализ мотивационной структуры субурбанизации в малом городе.
Проектная деятельность
- Полевое наблюдение и визуальная фиксация основных элементов распределенного образа жизни (включая кейс по детальной ревизии материального состава городских схронов и анализ логики их комплектации).
- Серия глубинных интервью, учитывающих поколенческие и социально-стратификационные факторы.
- Реконструкцию моделей рациональности, определяющих актуальные формы распределенного образа жизни, а также их динамику.
Результаты проекта
- Теоретические результаты: описание общей модели распределенного образа жизни, документированная дескрипция современных российских практик и материальных элементов распределенного образа жизни.
- Научно-публикационные: монография, интернет-страница проекта.
- Медийные: серия интервью и материалов в СМИ по результатам исследования.
Подробное описание на сайте фонда «Хамовники». Распределенный образ жизни на сайте «Мнети». Материал об одном из этапов проекта на сайте издания Афиша.
«Изучение современных форм творческой самодеятельности граждан в зарубежных странах» (2014)
Объектом исследования является современная культурная политика зарубежных стран, в особенности программы и проекты по культуре, направленные на стимулирование творческой самодеятельности граждан.
Целью исследования является обобщенное описание и анализ основных тенденций в развитии форм творческой самодеятельности граждан в зарубежных странах.
В процессе работы был проведен институциональный анализ сферы культуры как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях, описаны проекты и программы, направленные на активизацию гражданской вовлеченности.
В результате исследования были фиксированы основные тенденции современной культурной политики, воздействие которых ощущают на себе большинство рассмотренных стран, в то же время была показана зависимость национальной культурной политики от институционального устройства данной сферы.
Результаты исследований стали основой для выработки рекомендаций по использованию данного опыта в Российской Федерации, осуществленной в рамках доклада к Совместному заседанию Госсовета и Совета по культуре и искусству (25.12.2014), и были представлены в качестве одного из приложений к докладу.
«Культурная политика в современном обществе» (2014)
Объектом исследования являются международные и национальные системы статистики культуры, инструменты ее мониторинга и анализа.
Цель исследования состоит в том, чтобы фиксировать некоторые общие тенденции как в выборе способов измерения сферы культуры, так и в организации ее инфраструктуры.
В процессе работы были проанализированы международные рекомендации по организации системы статистики, описана инфраструктура статистических измерений на национальном уровне, представлены такие инструменты измерения сферы культуры, как аудит и социокультурные индексы.
В результате исследования было показано, на какие общие тенденции ориентируются иностранные государства при организации информационной инфраструктуры на национальном уровне, какие существуют способы и инструменты измерения и фиксации динамики сферы культуры. На основании полученных результатов были подготовлены экспертные предложения по дополнению системы государственной информационной инфраструктуры культурной политики. Результаты были представлены в качестве одного из приложений к докладу, подготовленному к Совместному заседанию Госсовета и Совета по культуре и искусству (25.12.2014).
«Стратегия социокультурного развития Саткинского района» (2013)
Стратегия социокультурного развития Саткинского района определяет основные цели и возможные пути достижения стратегических задач в области социокультурного развития Саткинского муниципального района и города Сатка как основного городского центра этого района. Стратегия социокультурного развития — это интегральное планирование использования и модификации социокультурных ресурсов для территориального, урбанистического и социального развития. Понятие «культура» при этом включает в себя не только учреждения культуры и объекты культурного наследия, образцы культурного творчества, инфраструктуры их производства и трансляции, но и область повседневного поведения, социальные практики и габитусы, а также различные средства поддержания и воспроизводства этих типов поведения — институты, символические комплексы и ценностные ориентации.
Стратегия определяет долгосрочные конечные цели развития в ситуации дефицита ресурсов, необходимых для прямой реализации конкретных мер и программ развития в настоящий момент времени.
Стратегия задает долгосрочную перспективу, для достижения которой задействуются различные внешние и внутренние ресурсы и инструменты развития. Функция стратегии заключается в том, чтобы исключить подмену основных целей случайными мерами и действиями, продиктованными конъюнктурой текущего момента, сформировать устойчивое направление политики развития, в рамках которой временные затруднения и невозможность реализации определенных мер и действий не ведут к отказу от поставленных стратегических целей, обеспечивая преемственность и определенность программы развития на долгосрочный период.
Стратегия социокультурного развития Саткинского района
«Институциональная история философии» (2013)
Данный проект является частью более обширной исследовательской программы по изучению институциональной истории философии (ИИФ), объединяющий ряд российских философов, работающих в направлении формирования новой исследовательской программы анализа истории научно-теоретического знания – прежде всего, современной философии. Несмотря на дисциплинарное ограничение историей философии, исследовательский замысел проекта имеет более широкую направленность, в конечном счете выработанные здесь стратегии исследования могут быть распространены на анализ всего спектра интеллектуальных явлений – как исторических, так и современных - в контексте их социально-культурной среды.
В основе конкретных исследований группы лежит общее представление о том, что жанр истории знания как специфической совокупности интеллектуальных форм следует методологически обновить, привлекая современные инструменты анализа условий производства и воспроизводства интеллектуальных продуктов. При этом мы исходим из ряда следующих основных тезисов.
Мы полагаем, что часто доминирующая имманентно-интерпретативная форма анализа знания (в первую очередь философского) является несамостоятельным историческим подходом, хотя и представляет собой необходимый вспомогательный инструмент систематического обсуждения философских проблем и ориентации в макроисторическом контексте философской проблематики.
Мы полагаем, что столь же неудовлетворительными являются подходы, анализирующие социальный и культурный контекст истории знания посредством обобщенных противопоставлений «чистого знания» и агрегированных «социальных факторов», неопределенных «дискурсивных формаций», социально-экономического «базиса» и т.д. Уровень конкретности подобных подходов не соответствует современному многообразию аналитических инструментов, что порождает риски циклического воспроизводства некоторых общих мест и схем, а не получения определенных эмпирически фундированных результатов, способных давать объяснение актуальным и историческим эпизодам существования знания.
Мы полагаем, что эпистемологически релевантным для современного научного анализа контекста существования знания являются более конкретные и определенные объяснительные модели, выработанные, прежде всего, в тех областях гуманитарного знания, которые оперируют моделями институционального и организационного анализа (теории «среднего уровня»), а также формы контекстуальной дескрипции микро-социальных и индивидуальных практик людей, вовлеченных в процессы производства и воспроизводства знания. Классическими ориентирами в этом подходе остаются Вильгельм Дильтей и определенные интерпретации Гегеля, каждый из которых на свой манер предлагал анализировать развитие знания в связи с его объективированными институциональными формами («объективным духом»).
Мы полагаем, что акцент на институциональных (формальных и неформальных) и организационных условиях существования знания не является основанием для редукционизма его содержания: идеальные когнитивные формы имеют свою автономную логику развития, однако – как показывает внимательный исторический анализ – они приобретают социальную и историческую значимость и действенность при наличии определенных социальных и институциональных условий. Анализ содержания знания в любом случае является необходимой предпосылкой любого последующего контекстуального анализа как экспланас, а в определенных исторических ситуация – как экспланандум появления новых организационных и институциональных форм.
Сайт проекта: https://sites.google.com/site/professionphilosophy/home
«Государственная политика и идеология в области культуры» (2013)
«Культурная система модерна и основные стратегии культурной политики в СССР» (2012)
Особенностью состояния исследований культурной политики в настоящее время является их фрагментированный и специализированный характер, структурированный в соответствии с отдельными направлениями и отраслями культурной деятельности. Существует необозримое число публикаций, посвященное истории конкретных музеев, театров, образовательных учреждений и т.д. – как в России, так и за рубежом. К особенностям российских исследований следует при этом отнести их существенно дескриптивный характер, дефицит объяснительных гипотез и используемых теоретических моделей. К особенностям же зарубежных исследований следует отнести их избирательный характер, иногда граничащий с тенденциозностью используемых моделей объяснения. При этом можно констатировать фактическое отсутствие обобщающих работ в этой области, которые бы ясно увязывали основные стратегии культурной политики современного общества – и советского в частности - с его базовыми характеристиками – фундаментальными представлениями о характере объектов культурной политики (индивидов и социальных кластеров управления) и возможностях управленческого воздействия на эти объекты, а также основных инструментах подобного воздействия. В этой перспективе особенно показательным случаем является культурная политика в СССР, которая, с одной стороны, представляет самостоятельный исторический и генетический интерес с точки зрения, в том числе, формирования предпосылок современного состояния российской культуры и общества, а также преемственности определенных моделей культурной политики в новой постсоветской ситуации. Культурная политика СССР представляет собой, согласно рабочей гипотезе проекта, один из ярких образов модернизационной стратегии, в которой наглядным образом отразились некоторые базовые установки культурной системы модерна, а ее успехи и неудачи позволяют, таким образом, выявить указанные базовые характеристики.
Предполагаемый проект имеет следующие инновативные особенности, вносящие вклад в развитие исследований в этой области:
Рассмотрение основных стратегий культурной политики в СССР как одного из вариантов культурной системы модерна;
Исторически-фундированный анализ культурной политики СССР и ее основных этапов;
Анализ предпосылок советской культурной политики в плане базовых представлений о субъекте модерна и специфике социальной структуры современности;
Рассмотрение советской модели культурной политики с точки зрения гипотезы о возможности реализации радикального конструктивизма и специфически авангардной модели советской культуры.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.