Презентация промежуточных итогов исследования аудитории XIII книжного фестиваля "Смены" в Национальной библиотеке РТ (г. Казань)
На прошедших выходных сотрудники института съездили в Казань и поделились предварительными результатами опроса и глубинных интервью.
Так, средний посетитель фестиваля - это гостья, жительница Казани 21-30 лет. Как правило, это человек с законченным или незаконченным высшим образованием. Детей нет. Любопытно, что при этом детская литература входит в топ-5 самых приобретаемых книжных направлений.
Около 45% посещают книжные фестивали “Смены” не первый раз. Для них это событие помогает узнать о книжных новинках и купить книги по выгодной цене. Однако, 37% не купили ни одной книги, что потенциально говорит о фестивале как о самодостаточном культурном событии, посещение которого не обязательно связано с покупкой книг.
Предпочитаемые носители слабо влияют на частоту чтения: и те, кто любят бумагу, и те, кто выбирает чтение с экрана, читают в половине случаев каждый день. Некоторое влияние все же есть: среди тех, кто читают реже, больше тех, кто предпочитают электронные носители. Свыше трети любителей электронных книг читают в общественном транспорте. Среди тех, кто предпочитают бумагу, таких около четверти.
Отдельный блок вопросов был связан с влиянием коронавируса на чтение. Хотя большинство опрошенных отметили, что не заметили изменений в регулярности чтения, 42% заявили, что стали читать больше. 31% тех, кто сообщил, что стал читать больше, купили за последние полгода более 10 книг. Среди тех, что стал читать меньше, таких только 16%. Наибольшая доля тех, кто стал читать меньше, купил за полгода только 1-2 книги. Вероятно, мы наблюдаем “эффект Матвея” в действии: стали читать меньше те, кто в принципе меньше приобретал книг. Верно и обратное. Занятость и ее отсутствие на динамику чтения не повлияло.
С остальными результатами опроса, а также соображениями по итогам глубинных интервью можно ознакомиться в записи.