Дневник Белозерской экспедиции
В Белозерском районе Вологодской области завершилась совместная социокультурная экспедиция Института исследований культуры Высшей Школы Экономики и фонда «Крохино». Публикуем заметки участников.
Стартовала летняя экспедиция культурологов в г. Белозерск – один из старейших городов российского Севера!
За ходом экспедиции можно следить здесь и в нашем аккаунте в Facebook и Instagram
Хештеги: #cultexp #открываемроссиюзаново
Виталий Куренной о приплытии
Белозерск встречает шквальным ливнем и выныривающей из него стелой-парусом.
Экспедиция в затопленную Россию, которую мы проводим с фондом Крохино, начинается буквально с глубокого погружения в поток воды.
Свет в хостеле, разумеется, к нашему приплытию пропал.
Соня Скворцова о втором экспедиционном дне
2-й день экспедиции в городе Белозёрск.
Если в общем, то живы, полны энтузиазма и в культурном восторге. Постепенно влюбляемся в этот город....
С утра гостили в Музее белозерской лодки, по совместительству мастерской Михаила Столярова. Как можно ожидать от человека с данной фамилией — искусный мастер по дереву, талантливый ремесленник, да и к тому же неутомимый рассказчик, успешный предприниматель и опытный рыбак. Михаил в красках рассказал о тонкостях ремесла родного края, а также поделился с нами своей жизненной мудростью.
«Раки вкуснее алгебры» вспоминая школьные годы, заметил Михаил и с этим сложно не согласиться.
Познакомиться поближе с территорией города нам помогла Анор Тукаева, директорка фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино». В ходе прогулки по Белозерску мы зачекинились в следующих ключевых местах:
– Памятник белозерскому судаку (10/10 #mustvisit ) и набережная
– Плавучее кафе «Остров Сокровищ» на водном канале
– Открытое Акционерное Общество «Пекарь»
– Церковь Иоанна Предтечи по проекту Баженова
– Пятницкая церковь
– Детский сад Белозерска
Прогулка сопровождалась рассказом Анор о местной культурной жизни, и о проектах её развития, которые Анор с единомышленниками с энтузиазмом генерирует и воплощает. Несмотря на возникающие препятствия, фондом «Крохино» успешно реализуется проект сохранения исторической памяти местного края, с чем мы надеемся также успешно сможем помочь!
Мария Фигура о «неперспективных деревнях»
Переселение затопленных при строительстве Волго-Балта деревень совпало с еще одним процессом, вынуждающим сельских жителей к мобильности – ликвидацией «неперспективных деревень». Оказалось, деревня могла приобрести такой статус очень быстро – достаточно было отрубить ее от системы информационной коммуникации:
«Как делали деревню неперспективной? Специально никого не выселяли, просто создавали такие условия. В деревне обрезали радио, а света и так не было. Электричество не проведут, телефона нет».
Леся Королева о третьем дне экспедиции
Третий день экспедиции (28.06) в Вологодской области начался так же бодро.
Утром все участники разделились на группы и проводили полевые наблюдения самостоятельно. Мы не только обошли знаковые места города, но и провели серию интервью с работниками местной библиотеки, дома ремесел, музеев, магазинов и просто фланерами. Обсудили, чем живет город: как устроен досуг жителей, что препятствует развитию туризма, сохраняется ли память о затоплениях. А также соприкоснулись с актуальными переживаниями, надеждами и болями жителей.
Затем участников экспедиции ждала увлекательная поездка в деревню Никиткино — к церкви, построенной Александром Хлопотиным. Великолепный слесарь и увлеченный фотограф, он самостоятельно срубил церковь из осины на своем приусадебном участке и не без труда передал ее местной епархии.
Завершился вечер традиционным семинаром с обсуждением наблюдений и грилем.
Александр Хлопотин записывает истории из своей жизни, их можно прочитать здесь.
Александр Сувалко о музее «Традиционной лодки»
На днях побывали в музее «Традиционные лодки Белозерского края», основанном Михаилом Столяровым, которому удалось собрать выдающиеся образцы рыболовецких лодок. Конечно, это не в полном смысле музей, потому что не имеет соответствующего статуса, а оформлен как творческая мастерская.
Михаил Николаевич — удивительный рассказчик, который во время экскурсии опирается на личный опыт работы с деревом, многочисленные самостоятельно организованные экспедиции и рассказы старших наставников. По словам Михаила, мастерству он учился не только у отца и деда, но и по тем вещам, которые оказались не нужны хозяевам, которые он находил подростком в брошенных домах — старинную мебель, сундуки, прялки и т.п. Во время визита нам был проведен мастер-класс по тому, как приготовить одноразовую экологически чистую посуду в лесу с минимальными усилиями. А самое главное — как сделать лодку: «...выбираем осину с зеленой корой, без сучьев внизу и ровную. Обнимаем ствол руками — между рук должно оставаться расстояние сантиметров 15 примерно». Подробнее об этом можно узнать в книге «Традиционные лодки Белозерского края» (2020).
Ниже несколько цитат из нашего с ним разговора (за запись спасибо Nastya Zaikina):
– «Осину не хвалят, чтобы не гнила» .
– «Довольный вологодский партизан-бобер (о бобрах, ворующих лес)».
– «Неумехи ходили делать лодки в лес ночью, чтобы никто не видел их позор».
– «В сырых досках заноз не бывает, поэтому в банях пол не шлифуют» .
На фото (спасибо Мария Фигура) — сувениры, сделанные Михаилом. Вчера после административного дня хлынул ливень, я переоделся в плавки и проверил, поплывут ли лодочки (см. видео).
Настя Заикина о Песках
Место, на котором сейчас располагается деревня Каргулино, раньше называлось Песками, было там всего пару домов. После строительства Волго-Балтийского канала некоторые жители затопленных деревень и сёл переселились в Пески «самосёлом», после чего переименовали Пески в Каргулино (так назывался населенный пункт, откуда родом переселенцы), домов в деревне стало где-то 10-15.
Мы поговорили с парой оставшихся переселенцев об их опыте переселения и познакомились с фольклорной традицией затопленных мест.
Одна из информанток была совсем маленькой, когда ее матери, вдове, пришлось переселяться с шестью детьми в Пески. По ее словам, она заново собирала дом со старого места, не использовав при этом ни одного гвоздя. Жить после переезда было очень тяжело, оттого мать и пела под гармонь — нам повезло услышать исполнение «Семёновны» (вид частушек), несколько старинных песен и сведения об обрядах календарного цикла затопленных деревень.
Виталий Куренной о путешествии на остров Сладкий
Выехали в одну из деревень под Белозерском, листаю карту, посреди лесов – озеро - Новозеро, на озере остров, остров Сладкий, к нему мост. Приближаю, рядом еще один островок, к нему тоже мост, в плане – похоже на крепость. Остров тоже имеет название – Огненный, и учреждение обозначено – ИК-5 УФСИН России по Вологодской области.
Вечером интервьюируем местных предпринимателей, у них в гостях подруга – молодая, очень светлая девушка, оказывается, работает как раз в местной СИН, обязана 5 лет отработать, последние несколько дней осталось. Расспрашиваю, оказывается, там на острове был монастырь, а сейчас – колония для пожизненных заключенных. Именно из нее выходит герой Василия Шукшина в начале фильма «Калина красная».
В гостевом доме с нами живут летчики из МЧС, пожарная служба, говорят, что летать над островом им нельзя, но фото с воздуха нашли, прислали.
Сегодня выбрались в это место – Вологодский пятак. Припасли легенду на случай, если не пустят – к Васе едем. Но мост на ремонте, проходим спокойно, никто на нас внимание не обращает. Поговорил с мужиками за рыбалку: «Так вставай, - показывает он мне на мост, - да лови». Обошли остров – он крохотный, детский садик, мостки напротив каждого дома. Но место тяжелое, по второму мосту я не пошел, а Руслан все же отправился к воротам, поговорил с охранником. 250 сидельцев в бывшем Кирилло-Новоезерском монастыре, основанном в самом начале XVI века, «неприкаянная святыня». Сразу после революции монастырь был превращён в тюрьму для «врагов революции». Все в лучших традициях Мон-Сен-Мишель.
А дрон я все же над озером запустил, сверху выглядит красиво.
Хороший текст Анастасии Гнединской про остров Сладкий и его обитателей.
Кира Коломина о поездке в Кириллов
Я решила начать рассказ об экспедиции с конца.
В последний день мы поехали в Кириллов, который большинство жителей Белозерска считали неким каноном туристического развития.
Сам город примечателен большей степенью примитивной "урбанизации" - даже на второстепенных дорогах стоят бордюры, а вдоль тротуаров есть буферные зоны с газонами. В это же время кабельные провода украшают типовые световые инсталляции над главной дорогой города.
Удивительным показалось сильное Райпо, которому принадлежат почти все сферы бытового обслуживания в Кириллове. А почти во всех исторических зданиях XIX века расположены административные учреждения.
Культурные пространства города представлены фонтаном и 3 (!) памятниками Ленину. Несмотря на универсалии города и пористость центра, примечательно, что здесь зарождаются эстетические пространства рядом с многочисленными похоронными бюро и кредитными организациями.
Особое место в городе занимает озеро Сиверское с широкой видовой перспективной.
Большая часть фотографий из крепостных стен Кирилло-Белозерского монастыря.
Фонд «Крохино» о совместной работе с Институтом
В Белозерском районе Вологодской области завершилась совместная социокультурная экспедиция Института исследований культуры Высшей Школы Экономики и фонда «Крохино».
Студенты, эксперты и руководители института посетили несколько населённых пунктов, где собирали «полевой» материал (интервью, фото, видео), общались с местными жителями об истории края, переселениях и их отношении к произошедшему там затоплению территорий.
А один из последних дней участники экспедиции провели на храмовом острове в Крохино и смогли внести посильный вклад в работы по сохранению храма-маяка. Работали в четверике на расчистке завалов — там, где будут установлены силовые леса. И работали хорошо, слаженно!
Полученные во время экспедиции материалы будут переданы фонду и использованы для разработки будущих социокультурных проектов. Какие-то материалы обязательно пополнят экспозицию нашего Музея Незатопленных историй и лягут в основу новых проектов в память о затопленных территориях Белозерья.
Фото со страницы руководителя Института исследований культуры ВШЭ Виталия Куренного.
Кстати, в репортаже «Первого канала» он был подписан как «волонтёр фонда»!)
Гордимся нашими волонтёрами!