Цифровая трансформация социальных отношений: риски и перспективы
10 февраля состоялся открытый семинар Института исследований культуры, посвященный трансформации социальных отношений под влиянием современных технологий.
Нарастающая скорость изменений в сфере технологий, производства и трудовой занятости, повышение пространственной мобильности привели не только к переходу от экономики индустриального производства и массового потребления к постиндустриальной экономике прекарной занятости и кастомизированных услуг, но и запустили процесс трансформации всей системы социальных отношений. Важнейшим фактором, определяющим кристаллизацию новых типов социальности, стали новые формы коммуникации, основанные на цифровых технологиях. Они превращаются в системную среду, радикально трансформирующую традиционные общественные отношения.
И дело не только и не столько в новых возможностях широкой и демократичной коммуникации, но в рисках социальной фрагментации, возникновении капсулированных цифровых неосообществ, деградации традиционных механизмов социального признания в силу их замещения цифровыми платформами и алгоритмами социального рейтингования.
Как формируются цифровые неосообщества в России? Как поведенческая модель цифрового активизма сочетается с цифровой апатией и цифровой детоксикацией? Как базовые механизмы социального признания и стратификации меняются благодаря использованию современных платформенных технологий? Насколько влиятельной стала "рейтинговая" модель интернет-социальности?
Эти и другие вопросы мы обсудили на открытом семинаре, посвященном итогам исследования "Трансформация социальных отношений в новой технологической реальности: риски и перспективы" (поддержано грантом РФФИ и ЭИСИ №21-011-31549).
Программа семинара:
Виталий Куренной: Интегрирующий социальный потенциал цифровых практик коммуникации
Александр Сувалко: Неосообщества как субкомпонент общества сингулярностей
Артем Космарский: "Я как вещь себя не воспринимаю": отношение россиян к практике взаимного оценивания (в рамках системы социального рейтинга)
Руслан Хестанов: Фантомные сообщества, исчезающие индивиды